Покинуть тюрьму депрессии, исцеление

1231 300x194 - Покинуть тюрьму депрессии, исцеление

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОКИНУТЬ ТЮРЬМУ?

Короткий ответ на этот вопрос таков: «Я лучше буду хорошим, чем счастливым».

Однако, предпочтение того, чтобы быть хорошим, а не счастливым, присуще не только людям, находящимся в депрессии. В той или иной степени мы все так поступаем. Я помню, как сказала об этом в ходе своей лекции о депрессии, которую проводила перед студентами и учителями- психологами. Все они выглядели удивленными, так как они, как и большинство психологов, воспринимали себя в качестве гедонистов, предпочитающих удовольствие боли. Для того, чтобы объяснить это, я сказала: «Сейчас полдень субботы». Они все засмеялись и признали, что я была права. Мы все сидели, набившись в скучную лекционную аудиторию, занимаясь серьезными вещами, вместо того, чтобы участвовать во всех восхитительных вещах, которые мы могли бы осуществить в субботний полдень. Мы однозначно предпочли быть хорошими вместо того, чтобы быть счастливыми.

В аудитории были люди, которые осознавали, насколько серьезным является то, на чем я сделала ударение. Другие – те, которые были преданы веселой и радостной жизни, возразили бы, что они следуют принципу просвещенного эгоизма, что они готовы терпеть некоторый дискомфорт для того, чтобы получить удовольствие в будущем. Но те, которые знали, что это такое – быть в депрессии, понимали, что они вовлечены в продолжительную борьбу за то, чтобы быть хорошими, и что в этой борьбе их жертва субботнего полдня была не так уж и велика.

Я впервые осознала важность желания быть хорошим, а не счастливым, где-то в 1968 году, когда я узнала о практике психологического тестирования, которая называлась «репертуарные решетки», и когда я проводила значительное время, разговаривая с пациентами, которые были в глубокой депрессии. Одним из моих пациентов была женщина, миссис А., которая получала обычное медикаментозное лечение и ЭСТ, не приносившие никаких заметных результатов в плане улучшения. Я попросила ее заполнить «решетку», в которой, прежде всего, она составила список из двадцати человек, включая себя саму, по той или иной причине важных для нее. Рядом она написала список тех критериев, по которым она оценивала этих людей. Затем она сгруппировала людей, которых она перечислила, в соответствии с каждым из своих критериев. Это дало «решетку» числовых значений, которые затем были проанализированы на компьютере, чтобы увидеть, как ее идеи или мнения согласуются друг с другом. Это показало, что она делила людей в своем мире на хороших и плохих.

Ее «хорошие» люди не критиковали других людей, были любящие, беспечные, мягкие, великодушные, их использовали другие люди, но они не жаловались. «Плохими» людьми были недоброжелательные, жестокие, беспокойные, агрессивные, вульгарные и причиняющие боль, бесчувственные, выискивающие ошибки, самоуверенные и использовавшие других людей. Миссис А. расположила себя среди «хороших» людей. Здравый вариант того, как судить о людях, можете вы сказать, за одним исключением. Все «хорошие» люди, говорила она, больные; все «плохие» люди чувствовали себя хорошо. Понятие «больной» в Йоркшире покрывает любое физическое и душевное состояние, когда кто-то чувствует себя плохо. Конечно, оно касается и депрессии. Каждый раз, когда врачи пытались «переместить» миссис А. из состояния «больной» в состояние «здоровый», в ее мировоззрении означало, что ее пытаются сделать из «хорошего» человека «плохим». Неудивительно, что все виды лечения были неудачными!1

Ни один из нас не хочет меняться для того, чтобы стать «плохим» человеком вместо того, чтобы быть «хорошим», и большинство людей принимают некоторую степень несчастливости для того, чтобы иметь возможность выполнить то, что они считают своими обязанностями. Уход за мужем, детьми и домом или выполнение неинтересной работы день за днем, год за годом для того, чтобы поддержать семью, в любом случае включает некоторую степень несчастливости для того, чтобы быть хорошим. Но это совсем не то, чтобы воспринимать свою несчастливость – депрессию – как свидетельство того, что вы «хороший», или, по крайней мере, что вы стараетесь быть таковым.

«О нет! – кричите вы. – Я не хочу быть несчастливым. Я не хочу быть в депрессии. Я не такой, как ваша миссис А., я не заставляю себя быть хорошим человеком за счет депрессии». Вы уверены?

В попытках стать хорошими мы все предпринимаем определенные усилия. Когда мы начинаем думать о том, что мы недостаточно хороши, мы должны предпринять все необходимые усилия для того, чтобы исправить самих себя. Чем более плохими и никчемными вы видите самих себя, тем более «сильнодействующие» методы вы должны использовать для того, чтобы стать хорошим. Быть в депрессии – одно из таких сильнодействующих средств.

Существует много путей к тому, чтобы человек мог уравнять две части выражения:

быть в депрессии = быть хорошим

Если вы воспринимаете себя как чрезвычайно плохого человека, то вы можете думать, что вы не заслуживаете того, чтобы быть счастливым. Быть в депрессии – это то, чего вы заслуживаете. Вы не только не заслуживаете счастья, но можете рассматривать свою депрессию как наказание за то, что вы недостаточно хороший. Вы должны стараться сделаться лучше еще больше и сильнее. В то же самое время вы можете рассматривать свою депрессию как наказание за вашу испорченность и доказательство того, что вы испорчены, потому что неважно, насколько сильно вы стремитесь победить свою депрессию, у вас все равно ничего не получается.

 Вы стараетесь собрать себя в единое целое, предпринимаете все усилия, выполняете все, что вы должны делать, исходя из того, что вам говорит врач и ваша семья. Но вы все еще в депрессии. Поэтому вы должны принять свою депрессию как наказание (хорошие люди всегда принимают свое справедливое наказание: хорошие маленькие дети всегда протягивают руки для того, чтобы их шлепали, и не убегают или не дают маме сдачи, и хорошие взрослые всегда наказывают их) и вы должны работать все упорнее и упорнее для того, чтобы победить вашу депрессию (хорошие люди всегда раз за разом предпринимают попытки, чтобы не сдаваться).

Неудивительно, что вы сбиты с толку, пытаясь одновременно осуществить две эти прямо противоположные вещи.

Вероятно, всем нам в детстве некоторые взрослые говорили, что если мы будем хорошими, то о нас будут заботиться, но если мы будем плохими, нас отвергнут. Распространенный случай в любом торговом центре: ребенок медленно плетется сзади, а рассерженная мать поворачивается к нему и кричит: «Если ты не поспешишь, я брошу тебя здесь». Тот ребенок, который знает, что она не собирается этого делать, продолжает медлить, а тот ребенок, который боится, что она все-таки может уйти, подчиняется и спешит за своей матерью. Иногда, когда ребенок теряет свою мать в толпе и в страхе начинает плакать, мать, возвращаясь, вместо того, чтобы успокоить его, говорит: «Ты непослушный мальчик.

Если бы ты поступил так, как тебе говорили, то этого бы не случилось». Некоторые дети в такой ситуации достаточно мудры для того, чтобы понимать, что их мать никогда их не покинет и что это ее вина, что она потеряла их из вида (то есть иногда мать лжет и является незаботливой), но ребенок, который не смеет даже и подумать такие ужасные вещи о своей совершенной матери, растет с убеждением, что если вы хороший, по-настоящему хороший, то всегда будет кто-то, кто будет о вас заботиться. Вы, в принципе, можете посвятить свою жизнь попыткам убедить своих родителей совершенным образом заботиться о вас, или, если вы все-таки понимаете, что родители не могут защитить своего взрослого ребенка совершенно и сделать вашу жизнь гладкой и безопасной, вы ожидаете, что наподобие родителей вашу жизнь сделают гладкой и безопасной и защитят вас правительство, социальные службы, врачи или Бог. Вы хотите жить в мире, организованном на основании непреложных законов, исходящих из непогрешимого источника. Один коллега однажды рассказал мне о том, как у его юной клиентки были трудности с социальным пособием, но она убеждала его, что с ней будет все в порядке, потому что, как она говорила, «они [социальные службы] ведь не дадут нам умереть», правда?». Однако, когда вы обнаруживаете что они некомпетентны в вопросах вашей защиты, вы очень сильно гневаетесь. Как смеет правительство быть столь глупым! Как медицина может быть столь невежественной, когда им необходимо знать, как вылечить каждую болезнь! Как смеет Бог нарушать свое собственное обещание! Какое обещание? Обещание того, что если вы хороший, то вы будете в безопасности. Не 

спрашивайте, когда и где правительство, общество, медицина или даже Бог открыто давали это обещание. Вы твердо знаете, что если мир существует, то это означает, что добро и награды сбалансированы. Чем вы лучше, тем больше наград вы получаете. Вы можете не стать богатым и знаменитым, но по крайней мере вы знаете, что будете в безопасности. Когда же вы видите, как страдают хорошие люди, и когда события идут не так, как вам хочется, вы начинаете гневаться, даже приходите в ярость. Это не то, каким мир должен быть. Идея о том, что мы должны быть ответственны за самих себя и что пути мира ни добры, ни справедливы, слишком сильно вас ужасает, чтобы даже обдумывать ее. Вы не можете перенести такую неопределенность. Раз вы не доверяете себе, то как вы можете взять ответственность за себя? Вы скорее прилипните к убеждению о том, что если вы хороший, то кто-то где-то когда-то будет заботиться о вас.

Но в данный момент все выглядит так, как будто о вас никто не заботится. Возможно, не потому, что те, кто должны это делать, некомпетентны. Возможно, это происходит потому, что вы недостаточно хороший. Вам необходимо еще упорнее стараться.

Если быть хорошим означает быть в депрессии, то вы не можете позволить [себе] покинуть вашу тюрьму.

Дороту Роу