Мягкий путь выздоровления

Нейронаука выздоровления

По мотивам перевода книги Патрика Кернеса «Мягкий путь выздоровления»

Мягкий путь работы по 12 шагам

За прошедшие десятилетия миллионы зависимых восприняли Двенадцать Шагов интуитивно или на веру. Миллионы других были привлечены к Двенадцати Шагам посредством эмпирических наблюдений — они знали других зависимых, которых Шаги привели к выздоровлению. Однако до недавнего времени у нас было мало научных доказательств, подтверждающих эффективность программ «Двенадцать шагов».

Все изменилось с начала XXI века. Благодаря последним достижениям в области неврологии, радиологии и генетики, теперь у нас есть четкое представление о том, как зависимость распространяется в человеческом мозгу. У нас также есть веские научные доказательства того, что работа программы «Двенадцать шагов» буквально перепрошивает наш мозг, что ведет к его выздоровлению.

Двенадцать шагов

Сегодня, благодаря КТ, МРТ и другим высокотехнологичным инструментам, мы можем заглянуть глубоко в наши мозги. Мы можем контролировать биохимию восприятия и эмоций, здравомыслия и болезни, компульсии и зависимости, а также исцеления и выздоровления. Ниже приводится то, что мы знаем на сегодняшний день.

— Зависимость меняет мозг, прокладывая нейронные сети, которые химически заставляют нас повторять компульсивное и деструктивное поведение.
— Все зависимости, даже если они не связаны с алкоголем или другими наркотиками, создают одинаковые эффекты в тех же центрах мозга.
— Зависимости взаимодействует. Одна зависимость может вызвать, заменить или усилить другую посредством измеримого биохимического процесса в мозгу.
— Травма — физическая, сексуальная или эмоциональная — меняет химию мозга, вызывая предрасположенность к зависимости и компульсии.

Групповая терапия и самотерапия, которая эффективно меняет мысли и поведение человека, например, работа по программе «Двенадцать шагов», может излечить мозг наблюдаемым и предсказуемым образом, осуществляя в нем процесс физической перестройки. Этот процесс, по-видимому, прокладывает и углубляет новые нейронные связи, которые, в свою очередь, создают новые модели мышления и поведения. Достижения в области генетики также углубили наше понимание зависимости и выздоровления. Например, если вы ребенок алкоголика, у вас в девять раз больше шансов стать зависимым, чем у того, чьи родители не страдали алкогольной зависимостью. Теперь мы знаем, что одной из причин этого является генетическая причина: определенные цепи в вашей ДНК, отвечающие за допамин, короче, чем обычно, что создает повышенный потенциал для зависимости в ваших клетках.

Однако современная наука учит нас, что потенциал для исцеления и выздоровления находится в ваших (и всех) клетках. Мы также многое узнали о том, как взаимодействуют различные зависимости. Например, если вы поместите самца крысы вместе с множеством самок крысы, которые готовы к спариванию, самец с повышенной сексуальностью приступит к спариванию. Он быстро станет сексоголиком. Затем, если вы удалите его, поместите его с дюжиной стерилизованных возбужденных крыс и предложите ему кокаин, он немедленно станет зависимым от кокаина. Это потому, что сексуальная зависимость создала химическое изменение в его мозгу, которое идентично реагирует на другие вызывающие привыкание стимулы (например, алкоголь и другие наркотики). В 1994 году я начал публиковать статьи о взаимодействии зависимостей. Тогда большая часть того, что я написал, была гипотетической, основанной на эмпирических наблюдениях и моем собственном опыте. Лишь несколько лет спустя у нас появились экспериментальные данные, подтверждающие мои гипотезы. Сегодня взаимодействие зависимостей является научно доказанным фактом.

 

Внутренний Наблюдатель

Современная наука научила нас еще чему-то очень важному в Двенадцати Шагах: ценности внутреннего наблюдателя.

На многих этапах программы нас просят провести инвентаризацию – первоначальная персональная инвентаризация на 4 шаге, список всех людей, которым мы нанесли вред на 8 шаге, постоянная инвентаризация на 10 и 11 шаге. Даже первый шаг требует от нас составить мысленный список всех ситуаций, в которых мы бессильны перед своей зависимостью.

Процесс проведения каждой инвентаризации заставляет нас задуматься о том, кто мы, что мы сделали, что нам нужно сделать, и перед кем и чем мы бессильны.

Этот процесс создает фундаментальные изменения в нашем мозгу. Мы более не ограничены только действиями и реакциями. Мы становимся способны анализировать свои мысли, импульсы, эмоции, убеждения, решения и действия. Мы создаем независимого внутреннего наблюдателя, который отслеживает и распознает, что происходит в нашем мозгу. Это дает нам возможность сделать шаг назад и посмотреть на себя непредвзятым взглядом, как бы отстраненно и свысока, точно так же, как мы смотрим на других.

Наш внутренний наблюдатель может предупредить нас, когда наше поведение начинает вести нас к неприятностям, застряли в «протухшем» образе мыслей, или нам нужно обратиться за помощью. Психиатр Дэн Сигел описывает это как «внутреннее восприятие – использование того, что мы называем нашим «шестым чувством», чтобы мы осознали то, что мы сами чувствуем…». Процесс работы внутреннего наблюдателя известен под различными терминами.

Медитирующие часто называют его «осознанностью», а терапевты – «перехватом». Во всех духовных традициях, включая буддизм, ислам, иудаизм и христианство, ключевая духовная способность состоит в том, чтобы отделять и наблюдать движение мыслей и чувств. Врачи и наука определяют эти древние практики как часть «мета-мышления» или когнитивно — поведенческой терапии.

Мягкий путь выздоровления

Тем не менее, совершенствование нашего внутреннего наблюдателя имеет решающее значение для восстановления здоровой работы мозга. Основатели Анонимных Алкоголиков поняли это интуитивно, хотя у них не было доступа к науке, стоящей за этим. В результате все инструменты для создания внутреннего наблюдателя являются неотъемлемой частью программы 12 шагов.
Работа по программе

Братство «Двенадцать шагов» существует», чтобы помочь людям остановить саморазрушительное поведение, перед которым они бессильны. Главным в прекращении поведения является определение понятия «трезвости».

Зачастую это трудно сделать. Что значит термин «рецидив» для зависимого или компульсивного переедающего? Означает ли трезвость лишь воздержание от алкоголя или следует избегать и другого деструктивного поведения? Большинство выздоравливающих людей обнаруживают, что их понимание трезвости развивается со временем и выходит за рамки простого прекращения саморазрушительного поведения.

Это также означает принятие нового поведения. Позже в этом учебном пособии у вас будет возможность проверить ваше определение трезвости. Однако вначале вам лучше будет поговорить со своим спонсором и вашей группой о том, что вы будете и не будете делать. Вы можете быть бессильны от своей зависимости, но вы несете ответственность за свое выздоровление.

Многим людям очень трудно начать программу восстановления. В прежние времена единственным решением в период кризиса, было посещение большего количества собраний. К счастью, профессиональные терапевты и лечебные учреждения в настоящее время поддерживают процесс выздоровления от многих форм вызывающих зависимость заболеваний. Они стали дополнительными партнерами братства. Если вы чувствуете себя обескураженным, прочитайте «Большую книгу» Анонимных Алкоголиков, базовую книгу братства, особенно главы пятую и шестую. Созданная в те дни, когда профессиональная поддержка была недоступна и даже противостояла группам Двенадцати Шагов, она служит источником вдохновения для всех, кто хочет изменить свою жизнь.

Двенадцать Шагов создают процесс, который способствует развитию двух качеств: честности и духовности. Начиная с первого шага — признания бессилия, шаги требуют высокого уровня ответственности перед собой и другими. Существует только один способ поддерживать этот уровень целостности: убежденная духовность. Братство становится сообществом, которое поддерживает этот процесс. Программа, однако, не абстрактна, а очень конкретна.

Вы работаете по программе каждый раз. когда вы:
— Обращаетесь за поддержкой
— Занимаетесь ежедневной медитацией
— Признаете свое бессилие
— Являетесь честными в плане своих ошибок и недостатков
— Чувствуете духовное осознание
— Поддерживаете другого человека в программе
— Работайте активно над Шагами для достижения баланса в своей жизни
— Живете только сегодня, заботами и проблемами сегодняшнего дня
— Берете на себя ответственность за свой выбор, чувства и действия
— Делаете что-нибудь, чтобы возместить причиненный ущерб
— Посещаете собрания
— Проводите собрания
— Придерживаетесь определенного вами понимания трезвости

Зависимые и созависимые живут в крайностях. Не существует никакого промежуточного состояния. Вы, как зависимый, похожи на выключатель света, который либо полностью включен, либо полностью выключен. Жизнь, однако, требует плавного регулятора, механизма переключения, в котором есть различные промежуточные ступени. Психическое здоровье включает в себя дисциплинированный баланс, который опирается на самоограничения и границы. Нигде это не проявляется так явно, как в двух основных проблемах, с которыми сталкиваются все зависимые (включая созависимых): близость и зависимость.

Наиболее очевидной крайностью является зависимость от изменяющего настроение препарата или действий(например, секса, азартных игр или еды), чтобы примириться с реальностью. Химическое вещество или действия становятся надежным источником поощрения или способом избежать боли или беспокойства. Все остальное принесено в жертву или скомпрометировано. Трудоголизм, компульсивные покупки, высокорискованное поведение (прыжки с парашютом или гонки) просто пополняют спектр возможностей потерять себя.

В тисках зависимости или навязчивого поведения жизнь становится хаотичной и кризисной. Зависимые и созависимые живут, упиваясь излишествами и на грани. Поскольку они не завершают дела, у них много незаконченных дел. У них нет границ, поэтому они часто не используют осознанное мышление. Другие считают их безответственными и лишенными здравого смысла.

Противоположная чрезмерная крайность основана на чрезмерном контроле. Например, сексуальная одержимость может быть выражена как сексуальная зависимость или навязчивое воздержание. Многие взрослые дети алкоголиков, которые истово воздерживаются от алкоголя, так же одержимы алкоголем, как и их родители-алкоголики. Анорексик и компульсивный переедающий оба одержимы едой. Чрезмерный контроль может отражаться в поведении, таком как навязчивая диета, чрезмерный запас пищи или денег, крайняя религиозность, фобии, панические атаки и прокрастинация.

Для людей с острой необходимостью контролировать людей, события или их эмоции жизнь становится ограниченной, пустой и стерильной. В их видении рисков следует избегать любой ценой. Страх начинать новые проекты или экспериментировать с новым поведением поддерживается суровыми осуждающим взглядом и перфекционизмом.

Жизнь, наполненная лишениями, может показаться лучше, чем выход из-под контроля. Но это все еще навязчивый образ жизни, который ведет к потере себя. Выздоровление людей может попасть в настоящую ловушку, если они переключатся с одной крайности на другую и поверят, что сдвиг равен истинному изменению. Следующая диаграмма показывает эту динамику.

Без контроля: Алкоголизм, Сексоголизм, Компульсивное переедание, Компульсивная игромания, Рискованный образ жизни, Трудоголизм, Компульсивные покупки

Жизнь становится: Хаотичной, Заполненной риском («жизнь на грани»), Переполненной кризисами, Фрагментарной, Лишенной здравого смысла, Безответственной, Основанной на излишествах

Сверхконтроль: Навязчивое воздержание от алкоголя, Навязчивая асексуальность, Анорексия, Крайняя религиозность, Воинствующий атеизм, Фобические реакции, Прокрастинация, Навязчивая жадность

Жизнь становится: Ограниченной, Избегающей риска, Пустой, Наполненной забуксовавшими начинаниями, Наполненной осуждением, Одержимой совершенством, Полной лишений, Обездоленной

Вариациями на тему являются токсичные пары и семьи, в которых процветают химические зависимости. Человек может даже жить в одновременных внутренних крайностях. Например, подумайте о страдающем булимией, который одновременно переедает и избавляется от еды путем рвоты. Для людей, живущих в таких захватывающих крайностях, существует только один способ: признать реальность своего бессилия.

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо решить еще одну проблему: близость. Зависимые и созависимые ищут близости, заботы и любви. Во многих отношениях зависимость приобретает свою непреодолимую силу из-за недостатка близости. Захватывающая (опять же в том числе созависимая) одержимость заменяет человеческие связи и заботу.

Без эмоционального регулятора вы можете жить изолированным, одиноким существованием, в котором вы строите стены вокруг себя, отрицаете свои собственные потребности и ни с кем ничем не делитесь. Или, вы переходите к эмоционально запутанному существованию, в которое вы так сильно вовлечены, что чувствуете себя в ловушке и удушье. Вы концентрируетесь на удовлетворении потребностей другого человека и несете ответственность за его поведение. Никаких границ не существует и, следовательно, не существует частной жизни. И продолжается жизнь в крайностях, но уже других.

Изоляция: Обездоленность, Одиночество, Закрытость, Отчуждение от других, Жесткие границы
Запутанность: В наивысшем приоритете потребности других, Эмоциональное удушье, Отсутствие частной жизни, Чувство ответственности за других, Границы отсутствуют

Соедините «без контроля» с «изоляцией» и вы получите одну крайность и потерю жизненного баланса. Добавьте «сверхконтроль» к «запутанности», и вы потеряете баланс другим способом.

Зависимость/созависимость: экстремальная жизнь
Неуправляемость, Изоляция, Сверхконтроль, Запутанность
Экстремальная жизнь — это часть реакции зависимого на травму из прошлого или настоящего. Как правило, это включает черно-белое мышление (деление мира на друзей и врагов) и реакции в стиле «все или ничего» (Например, никогда не сообщать соседке, что ее кошка постоянно портит грядки, а затем внезапно вызвать полицию по этому поводу).

Восстановление: сбалансированная жизнь
Баланс, Фокус, Ответственность за себя
Двенадцать Шагов предлагают вам выход из экстремальной жизни. На протяжении всего процесса Двенадцати Шагов остаются неизменными три темы: баланс, фокус и ответственность за себя.
Баланс: чтобы избежать ограниченности или крайностей.
Фокус: жить настоящим – сегодня или сейчас, а не будущим или прошлым.
Ответственность за себя: жизнь в своих человеческих границах. С этими тремя понятиями в качестве основы фундамента новой жизни выздоровление становится возможным.

Работа по Двенадцати Шагам требует честности, энергии и мужества. Временами это также требует больших усилий для прохода по нелицеприятной поначалу трясине — по вашему прошлому, эмоциях и отношениях. Работа над программой часто является рутинной работой, которая требует серьезных и постоянных усилий. Иными словами, мы не просто проходим Двенадцать Шагов; мы работаем по ним. Восстановление нейронных связей в вашем мозгу — это ежедневный, концентрированный, и повторяющийся процесс. Результаты являются реальными, измеримыми и зачастую ошеломляющими. Мы пробираемся своим путем к здравомыслию и душевному покою.

Но мы делаем это не в одиночку. Когда движение становится трудным или болезненным, протяните руку и попросите о помощи своих товарищей, впереди идущих или Высшую Силу.

Шаг 1. Мы признали свое бессилие перед депрессией, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.

В КАЖДОЙ КУЛЬТУРЕ мира люди создали мифы и легенды, чтобы придать смысл своей жизни и описать важные события и отношения, которые сформировали их опыт. В фильме «Герой с тысячей лиц» Джозеф Кэмпбелл проследил происхождение самой универсальной истории человечества — путешествия героя. Изучив литературу цивилизаций прошлого и настоящего, Кэмпбелл пришел к выводу, что эти мифы выражают важные истины о состоянии человека. Борьба за освобождение от жестких, удушающих правил, развитие отношений с Богом и выражение своей уникальной личности универсальны.

Архетипы, описанные в этих мифах, также всплывают во сне. Согласно Карлу Юнгу, эти архетипы представляют разные аспекты человеческого разума; наши личности делятся на множество персонажей, которые разыгрывают внутренние драмы из нашей жизни. Вот почему мы чувствуем чувство узнавания и отождествления с ними. Чтобы выздороветь, нам лучше понять уроки, которые они могут преподать нам о себе.

Одним из наиболее важных архетипов является тот тип героя, который преодолевает невзгоды и в результате преображается. Герои обнаруживают в своих ограничениях драматические и непредвиденно сильные стороны. У всех нас есть герой внутри. Преображение людей, которые уже некоторое время находились в процессе выздоровления, почти всегда поражает расширенным осознанием и новыми возможностями, которые принесли их страдания. Они прошли древний путь героя.

Во всех смыслах вы начинаете путешествие героя. Большинство героев, будь то Люк Скайуокер, Бильбо Бэггинс или Гамлет, начинают свой путь без особого желания. Силы, находящиеся вне их контроля, переносят их за пределы их рутинной жизни и ведут к трансформации и перерождению. В «Звездных войнах IV: Новая надежда» Люк Скайуокер пытается уничтожить империю Дарта Вейдера. Но Йода, мудрый учитель и духовный гид, рассказывает Люку о более важной внутренней борьбе. Основная часть битвы Люка за мир и справедливость заключается в противостоянии его собственной тени или темной стороне. «Вы столкнетесь только с тем, что принесете с собой», — говорит Йода.

Первый учитель Люка, Оби-Ван Кеноби, дал еще одно предупреждение: «Вещи не то, чем они кажутся. Твои глаза могут тебя обмануть. Не верь им. Установи контакт со своими чувствами». Когда мы находимся во власти зависимости, легко почувствовать, что у нас нет всеобъемлющей истории; мы просто живем в хаосе удовлетворения наших насущных потребностей и пытаемся справиться с текущим кризисом. На первом этапе мы понимаем, что у нас есть история, и мы знаем, какова она. Мы также начинаем рассказывать эту историю. Мы признаем, что бессильны в отношении нашей зависимости и что наша жизнь стала неуправляемой, и мы признаем, что это ключевой этап нашей истории на сегодняшний день.

В первый Шаг также заложено понимание того, что эта история не безнадежна или неизменна. Мы не обречены продолжать повторять это; Как и Люк Скайуокер и любой другой архетипический герой, у нас есть возможность трансформироваться. Шаг первый, таким образом, позволяет нам начать видеть нашу историю с новой точки зрения.

Если вы похожи на большинство зависимых, вы не знаете части себя, включая ваши чувства. Без этого самопознания вы неправильно воспринимаете свою собственную реальность. Первый Шаг разработан, чтобы дать вам то, что вам нужно знать для путешествия.

Первый шаг требует признания бессилия над жизнью в крайностях. В рамках этого шага вы собираете доказательства, подтверждающие как бессилие, так и неуправляемость вашей жизни. Это начало понимания истории вашей болезни. Четкое описание истории становится необходимым для ее преобразования. Следующие упражнения помогут вам в документировании вашей истории.

Утверждения

Зависимые и созависимые запрограммированы на негатив. Опыт их заболевания только подтверждает деструктивные установки из детства. Список утверждений предоставляется, чтобы помочь перепрограммировать ваш образ мышления. Используйте их ежедневно и по мере необходимости.

Список предлагаемых утверждений приведен ниже. Каждое утверждение написано в настоящем — как будто вы уже выполняете его. На сегодняшний день это может быть нереальным для вас. Вам лучше «действовать так, как будто». Это может быть сложно, но подумайте об этом, как о том, чтобы посадить сад с возможностями, которые потом превратятся в удивительную реальность.

Выберите из списка те утверждения, которые имеют для вас значение. Добавьте немного своего. Прикрепите к зеркалу список утверждений и повторяйте их, пока вы бреетесь или наносите макияж. Держите копию в машине, чтобы повторять ее во время поездки, или прочитайте их вслух и сделайте запись, а затем прослушайте их, прежде чем ложиться спать.

— Я признаю, что та жизнь, которой я жил, закончилась.
— Я перехожу в новый, благословенный период своей жизни.
— Я воспринимаю боль как своего учителя, а проблемы — как ключ к своему новому существованию.
— Я ищу новые пути в своей жизни и понимаю, что они могут отличаться от моих ожиданий.
— Я принимаю все сигналы от реальности. Те, что кажутся мне негативными, я стараюсь воспринимать, как позитивные знаки, уроки или возможности.
— Я понимаю, что у меня была тяжелая жизнь, и я заслуживаю лучшего.
— Я позволяю Духу растопить окостенелость моего сердца.
— Я успокаиваю и опекаю себя. Как часть отказа от моей гордыни, я позволяю себе принять веру других в мою ценность как личности.
— Я воспринимаю мое заболевание как часть травмы, нанесенной мне моей семьей и социумом.
— Я понимаю, что в том хаосе, в котором я нахожусь на сегодняшний день, мои реакции и убеждения могут сработать против меня. Мои выздоравливающие друзья помогут мне отделить здоровые реакции и убеждения от нездоровых.
— Я понимаю, что время превратит мое одиночество в уединение, мое страдание в смысл и мои связи в близость.
— Я никого не виню и не делаю себя виноватым. Дело не в том, кто виноват, а в том, как и что случилось.
— Я любой ценой принимаю реальность такой, какова она есть, зная, что именно в ней я найду абсолютное спокойствие.
— Я признаю, что жизнь трудна, и что только мои упорные усилия принесут мне равновесие.

Добавьте собственные утверждения, значимые для вас.

Молитва о душевном покое

Нет лучшего объяснения для необходимости восстановить баланс в нашей жизни, чем Молитва о душевном покое.

Боже, дай мне разум и душевный покой …

Разум и душевный покой означают, что я больше не отгораживаюсь от прошлого, не живу в страхе из-за своего текущего поведения и не беспокоюсь о неизвестном будущем. Я регулярно нахожу время и силы, чтобы воссоздать себя, и я избегаю тех периодов опустошения, которые делают меня уязвимым для отчаяния и старых саморазрушительных шаблонов поведения.

… принять то, что я не в силах изменить, …

Принятие изменений означает, что я больше не причиняю себе страдания, цепляясь за то, чего больше не существует. Все, на что я могу рассчитывать, — это на то, что ничего не будет стабильным — кроме того, как я реагирую на циклы изменений в моей жизни, в которой все состоят из рождения, роста и смерти.

… мужество изменить то, что могу, …

Отказ от моих попыток контролировать результаты не требует, чтобы я отказался от своих границ или от своих усилий по изменению жизни в лучшую сторону. Это означает мою самую честную оценку границ того, что я могу сделать.

… и мудрость отличать одно от другого.

Мудрость становится никогда не забываемым воплощением всех тех периодов, когда казалось, что выхода нет, но новые пути открылись, как чудеса в нашей жизни.

Для многих из нас, выздоравливающих, Молитва о душевном покое начинается как способ отпустить и пережить наше неприятие жизни. Однако со временем, когда мы работаем с Шагами и позволяем им работать над нами, Молитва о душевном покое меняет свое значение, это рецепт, а не формула. У нее нет жестких границ, и способ ее применения постоянно меняется. Нам лучше постоянно адаптировать ее к нашим обстоятельствам. По мере использования молитва учит нас тому, как постоянно приспосабливаться к новым жизненным испытаниям.

Шаг 2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нас к здравомыслию.
Шаг 3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, как мы понимали Бога.

Шаги второй и третий спрашивают: кому вы доверяете? В кого или во что вы верите? То, насколько вы доверяете другим, часто совпадает с вашим доверием Высшей Силе. Если вы испытываете трудности с принятием помощи от других и настаиваете на том, чтобы справляться с чем-то в одиночку, скорее всего, вы будете сопротивляться помощи Высшей Силы в своей жизни. Многие зависимые, которые работают по программе, понимают, что отказ от помощи в ситуации бессилия и травмы, означает оставаться погруженным в свое безумие.

Первый шаг просит вас признать, что у вас есть болезнь. Шаги второй и третий просят вас ответить на вопрос, что придает вашей жизни смысл. Отсутствие смысла жизни означает рост и процветание вашей зависимости и созависимости. Без смысла в жизни вы не можете установить приоритеты, которые помогут вам восстановить баланс, фокус, и ответственность за свою жизнь, к которой вы стремитесь.

Инвентаризация духовности

Открытость к духовности

Как зависимый или созависимый, вы полагались на свои навязчивые состояния, чтобы справиться с болью и трудностями.
Возможно, вы научились не зависеть от других людей, от их помощи, заботы и поддержки. Вполне вероятно, что вы научились не принимать помощь, исходя из того, как ваши основные опекуны относились к вам, как к ребенку.

Выберите 6 слов, описывающих ваше состояние в те моменты, когда вам необходимо обращаться за помощью. В каком из списков больше отозвавшихся вам слов?

Зависимость — мы нуждаемся и хотим помощи
Беспомощность, испуг, неуверенность, робость, смущение, уязвимость.

Контрзависимость — нам нужна помощь, но мы отвергаем ее
Бунт, оспаривание, сопротивление, недоверие, задавание вопросов, проверка

Независимость — мы самодостаточны и нам не нужна помощь
Одиночество, уникальность, свобода, отделение, индивидуализм, отстраненность

Взаимозависимость — мы помогаем и получаем помощь от других
Сотрудничество, воспитание, вести, содействие, направлять, полагаться

Индекс отношений с высшей силой

Теперь, когда вы знаете, как обычно реагируете, когда вам нужна помощь других, вы можете провести инвентаризацию духовного отношений. Принятие своей реальности не означает оправданий для продолжения вашего безумия. Это означает, что вы понимаете, где вы находитесь и как вам нужно измениться, чтобы стать ответственным за себя

Ваше восприятие Высшей Силы развивалось на протяжении многих лет. Прежде чем вы сможете по-настоящему задуматься о Высшей Силе, вам необходимо прояснить свое отношение к Богу. Для многих из нас существует четыре способа взглянуть на Бога:

Наказывающий Бог, который наказывает нас за ошибки, но не вознаграждает и не помогает.
Осуждающий, строгий, отрицательный, ограниченный, жестокий, самодур

Принимающий Бог, который признает, что мы терпим неудачу и все равно заботится.
Заботливый, доверительный, любящий, целеустремленный, милосердный, прогнозируемый

Непричастный Бог, который отстранен и не обеспокоен нашей жизнью.
Отдаленный, равнодушный, не заботящийся, невнимательный, отсутствующий, непричастный

Несуществующий Бог, который не может предложить помощь.
Обман, нереальный, несуществующий, прихоть, воображаемый, шутка

Из приведенного выше списка из двадцати четырех слов выберите шесть слов, которые наиболее точно описывают ваше восприятие Бога. Есть ли в какой-либо категории три или более слов?

 

Инвентаризация связи с реальностью

Даже после признания неуправляемости нашей жизни на первом этапе многие из нас все еще не хотят использовать слово безумие для описания нашего собственного поведения и мышления. Отрицание и заблуждение происходят от зависимого и созависимого нарушения мышления. Учитывая, что безумие влечет за собой некоторую потерю связи с реальностью, зависимым и созависимым лучше вновь взглянуть на то, что реально, а что нет. Духовность будет по-прежнему ускользать от нас, если мы упорствуем в иллюзиях. Ниже приведены три описательные категории потери реальности.

1. Отсутствие связи с реальностью. Вы можете потерять свою память из-за комбинации факторов: навязчивость, перенапряжение, истощение, беспокойство и опьянение. Или вы теряете контакт с событиями «здесь и сейчас». Одна выздоравливающая созависимая описала свой опыт потери реальности: «Мы были молодоженами в наш первый год брака. Однажды ночью моего мужа арестовали за вуайеризм. Я прекрасно функционировала в ту неловкую ночь, а когда проснулась на следующий день, я забыла все происшедшее. И я не помнила об этом тридцать лет, пока два года назад я не начала свое собственное выздоровление. Теперь я могу помнить каждую деталь, цвет одежды, которую я носила, каждую минуту этой ночи.

2. Искажение реальности. Реальность размыта из-за власти зависимости над вами. Подумайте о вещах, которые вы считали правдой, потому что ваша зависимость хотела бы, чтобы они были правдой. Или подумайте, как вы исказили реальность из-за ошибочных убеждений. (Если вы начнете с ошибочного убеждения, такого как «Женщины должны быть обманута, чтобы наслаждаться сексом», ваши мыслительные процессы также будут, естественно, ошибочными. Вы можете, например, полагать, что обман — единственный способ удовлетворить сексуальные потребности)

Группа в Колорадо разработала упражнение с искаженным базовым убеждением под названием «Меня можно любить, только если…». Примеры: «Меня можно любить, только если, если я сексуален», «Меня можно любить, только если я совершенен», «Меня можно любить, только если я ничего не прошу»

3. Игнорирование реальности. Когда вы игнорируете реальность, вы не можете точно оценить риски. Или вы преодолеваете осознание того, что недавний опыт был губительным и служил лишь для продолжения компульсивного поведения. Зависимый осознает возможность наказания, но все равно идет вперед и все равно продолжает свое поведение. Случайный незащищенный секс, чрезмерные траты, потеря работы, арест, дорожно-транспортных происшествия, потеря брака и юридических последствия — все это примеры игнорирования реальности.

Желание обратиться за помощью и принять ее, а также верить в то, что другие помогут вам, — это главное в духовной жизни.

Многие зависимые не хотят или не могут просить о помощи из-за нашего болезненного опыта взросления. Возможно, нам было стыдно или мы были наказаны за то, что мы обратились за помощью, или люди могли просто игнорировать наше обращение или игнорировать нас.

Если люди не смогли нам помочь, когда мы попросили их о помощи, в которой мы действительно нуждались, неудивительно, что у нас сейчас возникают проблемы с просьбами о помощи.

 

Путь к духовности

Во всех мировых религиях и на протяжении всей истории человеческого общения с Божественным мы находим определенные общепризнанные стратегии развития духовности. Хотя опыт каждого человека уникален, эти способы установления контакта с миром максимально увеличивают нашу доступность для духовного присутствия. Каждый из нижеперечисленных методов — это распространенный способ, который с успехом применяли другие. Мы предлагаем вам использовать каждую мысль в качестве медитации для размышления и ведения дневника в течение следующих десяти дней.

Быть ребенком

Дети живут полностью в текущем моменте, здесь и сейчас. Взрослые отвлекаются на прошлое и беспокоятся о будущем; дети живут в настоящем. Взрослые сосредотачиваются на том, что практично; дети сосредоточены на том, что есть. У каждого родителя есть шанс увидеть мир глазами ребенка и поразиться тому миру, который часто пропускают взрослые. Дети полностью заняты тем, что происходит вокруг них. Они хотят исследовать и понимать все сразу, используя все свои чувства. С детьми легко быть близкими, потому что они очень уязвимы и открыты. Духовность — это близость, тесные отношения и понимание себя, других и Высшей Силы.

Для некоторых из нас быть уязвимыми и открытыми означало риск эксплуатации. Таким образом, мы создали защитные и приспособленческие механизмы, которые отделяют нас от нашего реального опыта. Отчасти это то, как мы потеряли духовную связь. В уверенном выздоровлении проблема состоит в том, чтобы возродить нашу уязвимость и открытость, чтобы мы могли присутствовать в реальном мире.

Единство с планетой

Наши чувства — это портал в духовную жизнь. Они связывают нас со сложностью, красотой и чудом Мироздания. Подумайте о самых мирных и безмятежных моментах в вашей жизни. Обратите внимание, что в этих моментах обычно почему-то присутствует природа. Горы, моря, закаты и леса создают трепет и спокойствие. Именно это связывает нас с общей картиной Вселенной.

Коренные народности поддерживают себя духовно благодаря связи с планетой. Они живут в контакте с процессом с развития вещей. Они добывают еду охотой или собирательством. У них есть ощущение того, что-то должно умереть, чтобы они могли жить. Таким образом, они уважают мироздание, но воспринимают наличие событий жизни и смерти в нем. Они не упускают суть реальности своего существования. Они являются частью большей системы, обладающей разумом и смыслом. Выжить означает осознать великий ритм планеты.

Современные люди, как правило, отстранены от этих жизненных реалий. Они строят здания для духовной жизни, потому что они признают только общество, а не единство с природой. Они часто не знают, откуда берется их пища, и не видят никакого смысла в ее жизненном цикле и где они находятся в пищевой цепи. Они боятся смерти и видят природу как нечто, что нужно преодолеть. Потом они мучаются из-за своего экзистенциального одиночества.

Для многих выздоравливающих людей начало духовной жизни началось с некоторого воссоединения с планетой. Какие способы вам доступны? Выберите один на сегодня, и другие, чтобы попробовать на следующей неделе.

Поиск кругов

Круг является священным символом связности. Растения, животные и люди стареют и умирают, и заменяются новым чудом рождения и развития. Времена года циклично меняют природу. Все нашло свое место в этом взаимосвязанном круговороте. В центральной Африке символом является священная змея, пожирающая свой собственный хвост. Коренные американцы использовали священный обруч, чтобы обозначить четыре точки компаса. Христиане использовали этот круг для описания жизни, смерти и воскресения.

Богослов Павел Тиллих описал грех и благодать с этой точки зрения. Он сказал, что грех — это действие, которое отделяет вас от вас самих, от других людей и от Бога. Благодать возникает в единстве с самим собой, другими людьми и Богом. Навахо используют фразу «быть в гармонии». Когда мы действительно ощущаем этот источник принадлежности и единства, мы находим исключительный смысл в своей жизни. Мы можем прочувствовать слова Вождя Сиэтла, когда он сказал: «Вы должны учить своих детей, что земля под их ногами — это прах их дедов».

Взявшись за руки на собрании Двенадцати Шагов и произнося молитву о душевном покое, вы получите первый опыт воссоединения со многими выздоравливающими людьми. В процессе развития они начинают понимать, что в любое время, ночью или днем, где-то есть группа, которая произносит эту молитву. При дальнейшем осознании они понимают, что усилия каждого человека важна для всех остальных членов группы и, в конечном счете, для всех групп. Сам процесс выздоровления — это возрождение из пепла. И каждый человек, который выздоравливает, улучшает свое окружение. На самом деле, лучше становится вся планета.

Прими боль как своего учителя

Мы все пострадали. Для некоторых это связано с травмой предательства, пренебрежения или эксплуатации. Иногда источником является катаклизм, который, как нам кажется, не имеет никакой цели, кроме разрушения. У всех нас в жизни происходят изменения. Итак, нас постигло горе, связанное с тем, что чего-то больше нет. Буддийским определением страдания является «цепляться за то, что меняется». Программа «Двенадцать шагов» в основном учат нас принимать экзистенциальный взгляд на изменения и страдания. Это лучше всего изложено в Молитве о Душевном покое.

Боже, дай мне разум и душевный покой,
Принять то, что я не в силах изменить,
Мужество изменить то, что могу,
И мудрость отличить одно от другого.

Виктор Франкл в своем исследовании о выживших в нацистских концентрационных лагерях заметил, что у тех, кто выжил, есть общее качество: способность превращать страдания в смысл. Духовность заключается в смысле и задает вопросы из серии “Почему происходят неприятности?” и Кто ответственен за них?” Мы склонны вести войну со сложными проблемами, которые возникают в нашей жизни. Мы говорим о «моей борьбе с раком». Часть духовного пути включает в принятие принципа «воспринимать болезнь как своего учителя».

Страдание просто есть. Оно не честное или нечестное, правильное или неправильное. Оно просто есть. Однако то, как я реагирую на страдание, имеет решающее значение. Как я поступаю, как я расту и как я становлюсь более духовным человеком — это самое важное. Вспомните фундаментальный урок, который древние греки преподали нам в своих трагедиях. Герой обычно страдал от трагического недостатка – гордыни (грех гордости). Эдип и другие великие герои отказались принять человеческие пределы и превратились в богов. Однако всякий раз, когда они игнорировали свои собственные ограничения и травматичные события, их судьба становилась трагичной. Наши травмы помогают нам принять нашу человечность и быть открытыми для уроков, которые преподносит нам Мироздание.

4. Сделали тщательную и бесстрашную нравственную инвентаризацию самих себя.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших ошибок.

НА ПЕРВОМ ШАГЕ вы признали свое бессилие и уязвимость. Второй и третий этапы помогли вам получить необходимую поддержку, от вашей Высшей Силы и других людей, чтобы противостоять наличию зависимости и созависимости в вашей жизни. С помощью этой поддержки вы сможете провести бесстрашную моральную инвентаризацию и использовать ее для изучения ущерба, нанесенного вашим заболеванием. Эта тщательная самооценка побудит вас отпустить многое из того, что удерживает вас в ваших компульсивных моделях поведения.

Выздоровление требует отказа от старых способов, которыми вы подпитывали себя, живя в крайностях. В этом смысле Четвертый и Пятый Шаги — это время скорби. Чувства, которые участвуют в инвентаризации, включают в себя дискомфорт, гнев, страх, стыд, грусть и одиночество. Дискомфорт — это внешний слой чувств, гнев находится во втором слое и так далее вплоть до самого внутреннего чувства — одиночества.

Эти чувства, которые являются слоями вашего внутреннего «я», служат барометром того, как вы относитесь к своему поведению. Они также могут быть каркасом, на котором вы строите свою нравственную инвентаризацию.

Вы увидите, что инвентаризация Четвертого Шага — глубокое личное переживание, и каждый слой ведет вас к более тесным отношениям с самим собой.

Заметьте, однако, что самым внутренним слоем является одиночество, в котором вы противостоите экзистенциальной действительности вашей покинутости и отчуждения. Тем не менее, программа в своей мудрости просит вас на пятом шаге найти и поделиться с другим человеком работой, которую вы проделали на своем четвертом шаге. Вам не нужно быть в одиночестве.

Программа предоставляет вам дополнительную поддержку на каждом сложном этапе вашего пути.

Человек, которого вы выберете, чтобы обсудить ваш Четвертый Шаг, может быть кем-то из программы, спонсором, врачом или священником. Четвертый и пятый этапы являются не только глубоко личным, но и духовным переживанием.

Четвертый шаг — сложный и даже опустошающий опыт. Держите себя в темпе. Сделайте несколько перерывов на релаксацию. Это тяжелая и важная работа, и вы вправе потратить время, которого она заслуживает.

Также важно помнить, что большая часть наших знаний основана на изучении, исследовании и работе с нашими чувствами.

Вот один из способов посмотреть, что происходит, когда мы работаем над четвертым и пятым шагом. Мы переходим от скорби к пониманию уроков, от недостойности к достоинству, от стыда к убеждению, от позора к здравомыслию, от саморазрушения к заботе о здоровье, от парализованности к уважению, от злоупотреблений к самостоятельности, от избегания реальности к ответственности. Мы делаем это день за днем, прислушиваясь и работая с нашими эмоциями.

Инвентаризация четвертого шага

Инвентаризация четвертого шага: избегание личной ответственности

При выполнении четвертого шага часто первое чувство, с которым вы сталкиваетесь, — это дискомфорт. Когда людям становится не по себе от их поведения — особенно там, где существует возможность ощутить настоящую боль, — они ищут способы защитить себя от последствий этого поведения. Некоторые из этих способов являются дисфункциональными и саморазрущающими.

Эти защитные манипуляции заставляют нас избегать ответственности. Примеры включают обвинение других, отрицание, нечестность, запугивание и рационализацию. Иногда вы можете пойти на все, чтобы вынудить других людей почувствовать себя не в своем уме. Вы можете придумывать небылицы или действовать другими способами, чтобы отвлечь или отвлечь внимание от своего поведения. Как вы избежали брать на себя ответственность за свое поведение? Приведите конкретные примеры.

Пример: Когда я забыл о нашем школьном собрании, я притворился, что Билл никогда не говорил мне о нем.

Инвентаризация четвертого шага: принятие личной ответственности

Иногда вы берете на себя ответственность за свой дискомфорт. Вы можете, например, установить границы того, что вы хотите или не хотите обсуждать. Или вы можете заявить о своем дискомфорте и взять на себя ответственность за свое поведение. Каким образом вы явно отвечали за свое поведение? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я признался Сьюзен, что забыл о нашей годовщине.
Инвентаризация четвертого шага: злоупотребление гневом

За вашим защитным поведением лежит слой гнева. Возможно, вы злитесь, что вас поймали. Возможно, вы злитесь, потому что думаете, что люди покинут вас из-за вашего поведения. Вы лелеете недовольство ис обидами и обидами, потому что не хотите признавать причиненный вами ущерб. Иногда вы можете сдерживать гнев, чтобы не терять важную для вас эмоциональную связь сна связи с другими. Иногда вы можете использовать гнев, чтобы оправдать свою зависимость. Как вы неправильно использовали свой гнев? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я использовал обиду на свою жену, чтобы оправдать измену.
Инвентаризация четвертого шага: положительное выражение гнева

Гнев дает людям возможность противостоять манипуляциям и эксплуатации. Гнев может дать уважение и достоинство в оскорбительных ситуациях. В близких отношениях гнев неизбежен.

Выражение гнева становится актом доверия, и признанием, что другой человек важен для вас и способен воспринять ваш гнев. Никакие отношения не могут выжить без соответствующего гнева.

В каких случая вы относились к своему гневу с уважением и настойчивостью? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я разозлился на своего отца-алкоголика, когда он начал жестоко обращаться с моими детьми.

Инвентаризация четвертого шага: быть парализованным страхом

Страх — следующий слой чувств. Страх может быть парализующим.

Когда вам нужно было:
— Действовать, но вы не делали этого?
— Признать себя уязвимым, но вы боялись это сделать?
— Пойти на риск, но вы испугались?
Когда вы откладывали важные дела или разговоры? Каким образом вы поставили себя под угрозу, застряв в своем страхе? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я боялся признаться жене, насколько я боюсь остаться без работы, поэтому у меня возникали скандалы в семье из-за моих сверхурочных.

Инвентаризация четвертого шага: уважение к страху

Страх служит важным советчиком в вопросах вашей безопасности. Иногда он помогает избежать бедствий и позаботиться о себе. Когда вы должным образом прислушивались к своему страху? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я чувствовала, что встречаться с парнем, которого я увидела в аэропорту в начале моего выздоровления, будет плохой идеей.

Инвентаризация четвертого шага: провал в само-саботаж

Когда мы находимся в состоянии стресса, проблем или испуга, мы можем повести себя непредвиденным образом или создать проблемы самому себе. Чем менее мы внимательны к своим эмоциям и чем меньше усилий прилагаем, чтобы осознать их, тем больше вероятность появления этих непредвиденных проблем.

Составьте список конкретных вещей, которые затормозили или сдерживали вас, или разрушили шансы на успех. Это могут быть вещи, которые вы сделали сознательно из-за страха, или вещи, которые вы сделали, не осознавая этого, из-за невнимания.

Пример: Я пошел на собеседование по поводу более интересной работы с очень высокой зарплатой, но связанной с большой ответственностью. Первое собеседование прошло очень хорошо, но утром второго интервью я не обратил внимания на время и опоздал на десять минут. Собеседующие учли факт моего опоздания, и я не получил работу.
Инвентаризация четвертого шага: принятие здоровых рисков

Иногда бывают моменты, когда вы должны отложить свои страхи в сторону и пойти на значительный риск. Какие риски вы взяли на себя ради собственного роста? Приведите конкретные примеры.

Пример: У меня была идея нового бизнеса, и я рискнул попробовать.

Инвентаризация четвертого шага: события, вызывающие стыд

На еще более глубоком уровне зависимые чувствуют стыд. Вы должны знать, когда вы не соответствовали своим убеждениям или ваши слова расходились с вашими делами. Поскольку вы говорите себе, что другие люди не делают подобных вещей, вы верите, что если другие узнают о ваших проступках, они не смогут вас принять. Вы чувствуете полное смущение и что вас никто не сможет полюбить. И чем более вы стыдитесь, тем более вы замыкаетесь в себе.

Более реалистичный и более мягкий способ взглянуть на свои неудачи состоит в том, чтобы осознать, что вы обычный человек, который делает ошибки, и которого можно простить и полюбить. Вы также должны помнить о бессилии и неуправляемости своей болезни. Имея это в виду, каким образом вы не соответствовали своим убеждениям? (Предложение. Хорошее способ — начать со списка вещей, которые вы держите в секрете — они лежат в основе позора.) Помните, будьте конкретны.

Пример: главный мой секрет это … или я очень плохо себя чувствую, когда вспоминаю о …

Инвентаризация четвертого шага: гордость за свои достижения

Для баланса лучше вспомнить о ваших достижениях. Подумайте о тех моментах, когда вы оправдали свои убеждения или выполнили то,, о чем вы говорили. Не забудьте те моменты, когда вы были смелыми или щедрыми и даже превзошли собственные ожидания. Перечислите те моменты, когда вы позволяли себе близость, уязвимость и проявляли заботу. Чем вы гордитесь? Приведите конкретные примеры.

Пример: Я чувствую себя хорошо, вспоминая о том, как я поддерживал своего сына, пострадавшего прошлой осенью

Инвентаризация четвертого шага: потери и болезненные события

Под стыдом часто возникает чувство грусти. Для тех, кто жил в крайностях, существует много вариантов грусти. Во-первых, вы оплакиваете все потери: времени, людей, возможностей и мечт. Во-вторых, вам может быть непреодолимо жалко тех людей, кому вы причинили вред. Наконец, вы испытываете боль от того, насколько глубоко вы пострадали от этой болезни. Что вызывает вашу грусть? Какие потери вы чувствуете? Приведите конкретные примеры в каждой категории.

Пример: Мне жаль, что я так мало времени проводил со своими детьми.

Я чувствую боль от этих событий.
Пример: Я чувствую боль из-за жестокого обращения со мной моего учителя.

Инвентаризация четвертого шага: боль как учитель

Старая буддийская поговорка говорит о том, что страдание «цепляется за то, что меняется». Горе, печаль и боль просто являются частью жизни, особенно с учетом вашего бессилия перед заболеванием и стремления к выздоровлению. Когда вы работаете с чувствами, они остаются с вами и добавляют глубину ощущению самого себя. Вы получаете и используете новые знания. Несмотря на потери, ваша жизнь становится лучше. Что вы получили благодаря своей грусти? Приведите конкретные примеры.

Пример: После моего развода, я узнала, что могу вести самостоятельную и независимую жизнь.

Инвентаризация четвертого шага: убеждение в собственной никчемности
Последнее чувство, которое вы анализируете в Четвертом Шаге, — это чувство одиночества. Одиночество создается чувством собственной никчемности, которые отделяют нас от других. Зависимые и созависимые теряют самые важные из всех отношений — отношения с самим собой. То, как вы относитесь к себе, становится очками, через которые вы смотрите на других. Верность себе приводит к верности другим. Честность с самим собой порождает доверие других. По своей сути мы одни. Таким образом, каждый из нас должен научиться наслаждаться, любить, доверять и заботиться о себе.

Предупреждение: честно говоря, этот последний слой может быть самым сложным. Вы можете найти всевозможные способы сопротивляться выполнению этой последней части полностью. Поскольку ваши отношения с самим собой являются основой вашего выздоровления, найдите время, чтобы беспристрастно взглянуть на эту часть инвентаризации.

Вам нужно перечислить свои убеждения относительно своей собственной никчемности, то в том, насколько вы плохой человек. Видение себя ущербным является основой системы убеждений всех зависимых и созависимых. Некоторые из этих ошибочных убеждений легко идентифицировать как не имеющие под собой оснований. С другими сложнее. Перечислите все, что вы можете придумать.

Пример: Я обманщик.

Инвентаризация четвертого шага: ненависть к себе

После перечисления верований, которых вы придерживаетесь относительно собственной никчемности, вам следует как можно более четко указать, насколько глубоки корни вашей ненависти к себе. Как зависимый, вы стали экспертом в самобичевании. Что вам чаще всего приходит в голову? Составьте список примеров ненависти к себе, включая способы, которыми вы наказывали себя, причиняли себе боль, унижали себя или предавали себя. Не забудьте включить фантазии о невыносимых вещах, которые произойдут с вами, потому что вы как-то их заслуживаете.

Пример: Я довожу свои начинания практически до конца и не заканчиваю их.

Инвентаризация четвертого шага: самоутверждения

Утверждение — это утверждение о наличии чего –то хорошего в вас. Потратьте некоторое время на размышления о многих положительных качествах, которыми вы обладаете. Приятно ли вам, любить, заботиться и заслуживать доверия? Это также может быть трудной задачей. Иногда в начале выздоровления хорошие вещи более очевидны для других, чем для вас. Поэтому попросите помощи у других. Когда вы заполните свой список, вы можете сделать аудиозапись утверждений. После этого у вас будет готовый материал для аутотренинга, когда он вам понадобится.

Пример: я человек с большим мужеством.

Размышления о четвертом шаге

Труден путь преобразование одиночества в уединение. Вместо того чтобы убегать от нашего одиночества и пытаться забыть или отрицать его, мы должны защитить свое одиночество и превратить в плодотворное уединение. Чтобы жить духовной жизнью, мы должны прежде всего найти в себе смелость войти в пустыню нашего одиночества и изменить ее мягкими и настойчивыми усилиями в сад уединения. Это требует не только смелости, но и крепкой веры. Как бы трудно ни было верить, что сухая пустынная пустыня может давать множество сортов цветов, так же трудно представить, что наше одиночество скрывает неизвестную красоту. Движение от одиночества к уединению, однако, является началом любой духовной жизни, потому что это движение от беспокойных чувств к успокоительному духу, от устремлённых наружу желаний к поискам внутри себя, от тревожных попыток уцепиться за мираж постоянства этого мира к увлекательной игре в жизнь без страха.

— Анри Нувен Установление контакта

Прочитайте слова Анри Нувена, приведенные выше, и подумайте о вашем процессе прохождения этапов Четвертого шага.
Выскажите свои чувства по поводу одиночества.

Шаг пятый как поворотный пункт

Источником успеха пятого шага, является то, что вы делитесь вашим письменным инвентарем с другим человеком, который распознает и отмечает источники глубоких чувств или места, где вы застряли. Как консультант, а также свидетель, человек, который слышит ваш Пятый Шаг, он поможет вам в трудных частях вашей истории.

Зависимые и созависимые часто говорят, что завершение Пятого шага становится настоящим поворотным моментом в их выздоровлении, что первые три шага приобретают новое значение и что они чувствуют единство с программой. Пятый Шаг действительно оказывает вам исключительную поддержку человеком, который слышит вашу историю в один из самых трудных моментов в программе. Одиночество четвертого шага становится возможностью наладить контакт. Особая близость возникает, когда кто-то принимает вас, даже если он знает о вас самые плохие вещи. Этот опыт близости может повторяться, когда вы углубляете связи с другими людьми в своей жизни.

Размышления о пятом шаге

Мы поражены в самое сердце, когда год за годом долгожданное совершенство жизни не проявляется, когда внутри нас на протяжении десятилетий царят старые навязчивые идеи, когда отчаяние разрушает всякую радость и мужество. Иногда в этот момент волна света прорывается сквозь нашу тьму, и как будто голос говорит: «Вы приняты». ВЫ ПРИНЯТЫ, приняты тем, что больше вас и чье имя вы не знаете. Не спрашивайте имя сейчас, возможно, вы узнаете его позже. Не пытайтесь что-либо делать, возможно, вы сделаете многое позже.

Ничего не ищите, ничего не выполняйте, ничего не собирайтесь, ПРОСТО ПРИМИТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО ВЫ ПРИНЯТЫ.
Пол Тиллих, Мужество быть

Четвертый и пятый этапы учат нас важности осознания наших чувств. Неисследованные чувства питают нашу зависимость; честное изучение наших чувств помогает нам излечиться от зависимости.

Работая над Двенадцатью ступенями и исследуя наши чувства, мы начинеам лучше определять, когда они могут нам помочь, а когда — нет. Наша интуиция улучшается, как и способность к принятию решений.

В начале этой книги мы отметили важность внутреннего наблюдателя, который следит и распознает, что происходит в нашем мозгу. Нейробиологи и терапевты сходятся во мнении, что здоровый внутренний наблюдатель может помочь нам поддерживать наш эмоциональный баланс, создавать эмпатию и в целом придерживаться здравомыслия. Однако, хотя наш мозг настроен на создание и поддержку внутреннего наблюдателя, он не просто появляется сам по себе; мы должны развивать его усилиями и вниманием. Со временем, работа над Двенадцатью шагами естественным образом создает внутреннего наблюдателя, который проницателен, честен и мудр.