Буллинг (как причина начала депрессии в школе)

Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление.

Часть 1.

Термин «буллинг» – что это такое?

В переводе с английского он означает хулиганство.

Буллинг – это многократное негативное психологическое давление на человека. Это происходит не только в школах, но и на работе. В результате человек, на которого направлено негативное воздействие, начинает испытывать постоянный стресс. И как результат – вынужден менять место учебы или работы.

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. И его стоит рассматривать отдельно (часть 2).

Внешнее проявление буллинга.

Внешне буллинг проявляется в необоснованно пренебрежительном и высокомерном отношении к человеку (сотруднику, ученику). Вся его инициатива ставится под сомнение и жестко высмеивается. Так же как высказывания и любые действия. Все это попадает под язвительную критику.

Буллинг как социальное явление: травля коллегой, начальником.

Человек, занимающийся буллингом, пытается доказать, что его жертва глупа и бесполезна для коллектива. Он может дойти до открытых унижений, обидных обвинений и оскорблений. Нападающий не всегда является коллегой, он может быть и начальником жертвы.

Со стороны руководителя проявление буллинга лишь показывает его некомпетентность и неумение заниматься управленческой деятельностью. За нападением скрываются профнепригодность и неполноценность, которые определяются степенью травли. В случае если буллингом занимается обычный сотрудник – это самоутверждение за чужой счет.

Такой травле противостоять очень трудно. Коллеги чаще всего принимают нейтральную позицию, и редко кто начинает вступаться за жертву, не желая вмешиваться в чужие отношения. Иногда сотрудники поддерживают нападающего, присоединяются к его издевательствам. Особенно если буллингом занимается начальник.

Почему люди занимаются буллингом?

Буллинг – это социальное явление, которое помогает скрывать свою несостоятельность путем направления агрессии на другого человека. Страх показать собственную неполноценность. Нападающий пытается таким образом скрыть свои слабости. Чаще всего это озлобленный человек, некомпетентный в работе. Иногда к нему присоединяются другие сотрудники. Это означает, что часть вышеперечисленных качеств существует и у них. Но если нападающий – начальник, то поддержка его действий может быть проявлением страха потерять работу.

Противостояние буллингу.

Направленный на человека открытый негативный психологический пресс, травля — это и есть буллинг. Понятие причины, почему так поступает отдельный индивидуум или группа людей, поможет выбрать верный способ противостояния. В первую очередь жертве нельзя поддаваться этому давлению, паниковать — следует постараться сохранить спокойствие. И понять причину буллинга. Их может быть много – личная неприязнь, давний конфликт, желание получить должность жертвы и т. д. В зависимости от этого попробовать выработать тактику поведения в отношении нападающего.

Если самостоятельно справиться не получается, можно попробовать обратиться к руководству. Попросить о переводе в другой отдел или филиал. Если таких вариантов нет и сил противостоять натиску нападающего не осталось – проще сменить работу. Свои нервы и здоровье намного важнее.

Как жертве противостоять буллингу

Противостоять буллингувозможно. Психологи предлагают несколько вариантов решения этой проблемы:  — работать так, чтобы невозможно было упрекнуть в профессионализме;— не отвечать нападающему тем же и постараться не реагировать на язвительные замечания и оскорбления;  — не допускать срыва в виде крика, открытого словесного конфликта, скандалов и хамства (это только показывает бессилие жертвы);  — найти единомышленников (возможно, некоторые уже ранее подвергались такой травле);— вычислить коллег, которые испытывают антипатию по отношению к агрессору, и постараться найти с ними общий язык; — просчитывать каждый шаг и действие.

 

Буллинг: что это такое? Буллинг как социальное явление.

Часть 2

Буллинг в школах.

Школьный буллинг – что это за явление?

Иными словами – агрессивная психологическая и физическая травля одного ребенка другим (или группой лиц). В основном это явление начинает проявляться с 11 лет. Нередко происходит не только психологическое давление, но и случаются избиения.

Сплетни, обзывания и язвительные шутки называют моббингом. Почти 50% детей в России становятся объектами буллинга. В начальных классах он может проявляться в виде школьного рэкета (отнимание у жертвы мобильников, денег и т. д.). В возрасте от 11 до 15 лет начинаются язвительные насмешки, унижения, бойкоты. В результате ребенок-жертва испытывает чувство безысходности, одиночество, боль. Буллинг всегда начинает один ребенок. Затем к нему присоединяются другие. Если жертва не сопротивляется и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается за страдающего ребенка. Иногда сочувствие к нему меняется на равнодушие и раздражение.

В школах, где делается акцент на воспитание человеческого достоинства, буллинг встречается редко. В отличие от учебных заведений, где все пущено на самотек. Подвергнуться буллингу могут даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, также это могут быть любимчики учителей. А также дети, разительно отличающиеся чем-то от одноклассников. Буллинг – что это такое и как проявляется? Термин можно описать как длительную агрессию, направленную на другого человека.

Буллерами становятся школьники, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Таким агрессивным детям часто не хватает внимания и понимания. Своими действиями они пытаются добиться, чтобы их заметили. Некоторые выплескивают тоску по родительской любви, которой нет, на других детей. У большинства буллеров преобладают нарциссические черты характера. Эти дети не имеют чувства собственного достоинства и само утверждаются за чужой счет. Первые тревожные сигналы о том, что ребенок может стать буллером, – это явный эгоизм, агрессия и расстройство психики.

Особенности и виды буллинга в школах.

О нем заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детских садов.

Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других — постоянная травля.

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:

  1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
  1. Травля — болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. Учителя просто не умеют этого делать и, что скрывать, не хотят. Собственно, как и полностью исключить влияние телевизора, компьютера на формирование личности ребенка родители так же либо не желают, либо не могут.

Психологический портрет участников буллинга в школе.

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

 

Жертва буллинга в школе.

 

Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого.

Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.

Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в школе так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают.

Хороший пример жертвы и агрессора можно увидеть в Поттериане. Главный герой Гарри Поттер и другой ученик ДракоМалфой ссорятся со дня знакомства. Часто они равные противники, но иногда Гарри превращается в классическую жертву. С той только разницей, что буллеры для своих нападок чаще выбирают внешне несимпатичных детей.

Итак, Гарри Поттер — спокойный, неагрессивный мальчик. Жертвы буллинга транслируют в окружающее пространство свое миролюбие и добродушное отношение. Агрессор воспринимает данное качество как слабость и нападает.

Гарри показывает яркую эмоциональную реакцию. Он выходит из себя при упоминании своих родителей. Жертва так же имеет какую-либо выраженную слабость, на которую могут надавить, чтобы полюбоваться слезами или вспышкой неконтролируемой ярости, показать свое превосходство или развлечь окружающих. Ребенка, который сносит все тихо и молча, не показывая страданий, травить не очень интересно. С тем, кому наплевать, вообще делать нечего.

Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов:

  • Беззащитность. Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих. Так, в ПоттерианеДрако распустил слухи о Гарри, что он наследник убийцы и убивает всех в школе. Таким образом, жертва лишилась симпатий других школьников и стала удобной мишенью.
  • Неготовность биться «насмерть». Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
  • Низкая самооценка. В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице.
  • Высокая агрессивность. Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.
  • Психологические и социальные проблемы. Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию — вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.

 

Рекомендуются фильмы: Республика ШКИД, Чучело (1983), Телекинез (2013), Пиф-паф, ты – мертв (2002), Класс (2007), 13 причин почему (2017), Зло (2003), Костолом (1996), Сердце Америки (2002).

Врач- психотерапевт Ольга М.

****

Безусловно важными причинами буллинга к школьнику, да и совершеннолетнему является насилие и деструкция в семье.

Родители не научившие своего сына или дочь проявлять здоровую агрессию и самозащиту или даже нарушившими этот процесс, сильно повлияли на то, что к их сыну или дочери будет проявляться буллинг.

Говоря психологическим и психотерапевтическим языком, не научили ребенка находить и отстаивать свои границы.

Так же, говоря словами Мэрилин Мюррей (книга «Узник иной войны») зачинщиками насилия(насильниками) в.т.ч. буллинга становятся часто жертвы насилия.

Статья находится в процессе дополнения.

 

Так же предлагаем ознакомиться с видеоматериалами

Комментарии психотерапевта про пограничные расстройства

Сердце Америки (2002)

Е. Стрелецкая. Границы. Ч.1.

Е. Стрелецкая. Границы. Ч.2.

 

торренты на остальные фильмы (в архиве)
torrents

Книга Узник иной войны М Мюррей
скачать архив разных форматов