Исчезновение тюрьмы депрессии

Исчезновение тюрьмы депрессии

 

Т.С.Элиот писал:

«Мы не оставим поиск,

Мы придем в конце

В то место, с которого мы начали, и узнаем место в первый раз».

 

«Узнать место в первый раз» означает видеть место ясно, яростно, интенсивно «здесь и сейчас». Этот вид знания ближе всего к тому, как мы можем видеть реальность такой, какая она есть.

Узнавание места, с которого вы начали, узнавание жизни, которую вы проживаете, и мира, в котором вы живете, узнавание себя — все это значит быть истинно и совершенно живым. Большинство людей проживают свою жизнь во сне, воспринимая себя и окружающий мир как данность, реагируя на обстоятельства, не задумываясь о последствиях своих действий, не понимая, что то, что они считают реальностью, на самом деле — это картина, которую создает их разум.

Множество людей живут именно так, находясь в темной тюрьме депрессии. Осознание того, что то, что мы воспринимаем как реальность, на самом деле есть набор значений, который каждый из нас создал своим особым образом, — это именно то, что Будда назвал просветлением. Для того, чтобы стать просветленным, не требуется ни многих часов медитации в позе лотоса, ни того, чтобы петь гимны и есть растительную пищу, ни даже для того, чтобы брить свою голову. Все, что вам необходимо сделать, — это узнать в своем сердце, а также в голове, что то, что вы видите как мир, — это не то, каков он есть, а то, каковы есть вы, и что то, что вы делаете, вы делаете не как результат того, что случается с вами, а как результат того, как вы интерпретируете то, что случается с вами. Поймите это, и вы станете одним из счастливых просветленных.

Знание себя и своего мира таким просветленным образом означает, что вы всегда открываете и учитесь чему-то новому. В самых обычных местах вы замечаете то, что вы никогда не видели раньше, видите связи, тогда как раньше вы видели только трещины и разломы. Мир и все люди в нем становятся предельно интересными. Вы открываете в себе таланты и способности, о которых вы раньше даже не мечтали. Каждый новый опыт делает вас сильнее.

Путь, которым идет просветленный, не лишен трудностей. Люди вокруг вас могут быть довольны, что вы больше не находитесь в депрессии, но они могут не испытывать удовольствия от того, что у вас есть собственные идеи о том, что и как делать, от того, что вы заботитесь и защищаете себя сами и больше не пытаетесь осуществить их желания и требования без рассуждений и возражений.

 Если вы неаккуратны, то вы можете вернуться в непросветленное состояние, в котором вы проводите свое время в беспокойстве о будущем, обидах на прошлое, чувстве усталости, гнева и зависти в настоящем, и веря, что в общем ходе вещей вам отведена роль страдальца. Для того, чтобы остаться на пути просветления, мы должны быть внимательными к тому, что мы делаем.

Быть просвещенным не означает убежать в некий грандиозный философский и религиозный образ жизни, в котором больше ничего не надо делать в обыденном мире. Наоборот, вы еще больше начинаете понимать реальный мир в настоящем. Вместо того, чтобы думать о настоящем в понятиях прошлого (насколько многого я был лишен, как же я был обманут, как я страдал!) и о будущем (я должен сделать все идеально!  Вдруг я ошибусь?, а вдруг меня обвинят во всем?, а вдруг я буду наказан?) вы обращаете внимание на то, что происходит сейчас: вкус еды, которую вы едите, пение птиц за вашим окном, историю, которую кто-то вам рассказывает, задачу, которую вы сейчас выполняете. И поскольку вы внимательны к настоящему, вы также осознаете, что вы — часть всего, что существует. Хотя это загадочно и непостижимо на интеллектуальном уровне, но все же может быть понято таким образом, который поддерживает и подкрепляет вас.

Мы можем чувствовать, что мы — часть всего, что существует, когда мы в саду, или гуляем в горах, или находимся на берегу моря, или слушаем музыку, или смотрим на игру детей. Люди используют разные наименования для всего, что существует. Многие люди воспринимают Бога не как божество, которое судит их, но как непознаваемую силу, которая охватывает все, одновременно имманентна (находится внутри нас) и трансцендентна (находится вне нас). Некоторые называют все, что существует, природой. Даосизм говорит о Дао: «Великое дао растекается повсюду. Оно может находиться и справа, и слева. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает расти. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает»2.

Мы можем дать имя и описать все, что существует любым способом, который подходит нам наилучшим образом: Бог или Сила Жизни, Дао или Природа. Наше понимание будет углубляться в течение жизни каждый день, и наша внимательность к нашей ежедневной жизни будет углублять наше понимание всего, что существует. Просветление не есть внезапное включение света, это постепенный процесс увеличения яркости.

Мы можем посмотреть на свой мир и сказать «Он ничто, кроме…» или же мы можем сказать «Он не это, но нечто большее», или же «Это он». Если мы скажем, что мир — ничто, только политика или же атомы, то тогда мы сделаем наш мир пустым, безжизненным местом и себя сделаем пустыми людьми без вдохновения. Если мы скажем, что мир неважен, а то, что важно, — это то, что превосходит его, небеса или рай, или некая духовная реальность, то тогда мы будем неудовлетворены и раздражены своим миром, и поэтому в лучшем случае мы будем его игнорировать, а в худшем — разрушать через эгоцентризм, бездумность или злые умыслы. Но если мы скажем «Это он», то тогда наш мир будет приходить к нам посвежевшим каждый день, полный избыточной жизни и бесконечного обаяния.

Мы все знаем, что вне и внутри нас и нашего ежедневного мира лежит реальность, которая вызывает трепет и внушает уважение, мистическая и непостижимая, кроме тех редких моментов, когда она открывает себя нам. Если мы отрицаем то, что она в нас, мы лишаем себя богатого и энергетически насыщенного питания, и поэтому становимся слабыми и ограниченными людьми, простыми карикатурами на то, какими мы могли бы быть.

Если же мы осознаем эту реальность в себе, но настаиваем на том, что мы знаем в реальности то, что есть; если мы видим ее через призму некоторой сказки, в которой добро неизбежно вознаграждается и защищается, а зло наказывается, то тогда нам придется провести нашу жизнь в отрицании нашего восприятия и обманывая самих себя в отношении нашего опыта, будучи постоянно вовлеченными в игру притворства. Но если мы сможем признать и осознать пугающую мистичность, то тогда мы узнаем великий страх и неопределенность, но мы также узнаем в редкие, жизнеутверждающие моменты величайшую радость, мудрость и наслаждение. Эти моменты сделают оставшуюся часть нашей жизни стоящей того, чтобы жить.

Дороти Роу